«Генерал» / The General, 1998 г., криминальная драма

Ирландский "генерал" преступного мира

general

Режиссер – Джон Бурман

Сценарий – Джон Бурман по роману Пола Уильямса

Оператор – Симус Дизи

В главных ролях:

Роберт Глиссон – Мартин Кэхил

Джон Войт – Нед Кенни

Также Шон МакГинли, Мария Дойл Кеннеди, Анжелин Болл и другие

Фильм «Генерал» снят спустя четыре года после убийства Мартина Кэхилла – влиятельного ирландского вора, который в течение двадцати лет морочил дублинскую полицию, умело избегал наказания. С поличным его взять не получалось, банда Кэхилла была отлично организована и целиком предана главарю, который носит кличку «Генерал». Кэхилл изобретательно уходил от правосудия, так в фильме есть эпизод, когда Кэхилл угрожает расправой свидетельнице и та меняет во время суда свои показания.

John Boorman

Режиссер Джон Бурман

У Джона Бурмана с Кэхиллом – личные счеты. Генерал ограбил режиссера, в числе прочего утащил у него золотую пластинку. Этот эпизод есть в фильме – пластинка, правда, оказалась поддельная, Кэхилл негодует и ломает ее пополам.

В номере «Коммерсанта» от 20 августа 1994 года есть сообщение об убийстве Кэхилла. В той статье о преступлении говорится в контексте политического противостояния Ирландской республиканской армии и Добровольческих сил Ольстера. Говорится, как о доказанном факте, что Кэхилл финансировал ИРА и не брезговал при этом ни ограблениями, ни махинациями с «грязными» деньгами. Убийство же Генерала преподносится как месть «ольстерцев» – «рядовые члены ИРА вряд ли поверят в чисто мафиозную подоплеку случая с Кэхиллом». 

general 1

Фильм Бурмана – не политический детектив, режиссер далек от мысли связывать убийство влиятельного мошенника с кризисной ситуацией в стране. Да, в фильме появляются и члены ИРА, идет речь и об оппозиционных протестантах, так что Кэхилл поневоле оказывается втянутым в жестокое противостояние двух политических сил, но единственное его желание можно выразить словами: «оставьте меня в покое». Генерал страстно желает воровать – у него это прекрасно получается. Он не хочет никому подчиняться, но сам требует полного подчинения членов своей банды. Кэхилл – личность противоречивая. Он помогает беднякам и вгоняет гвозди в ладони молодому пареньку, подозревая его в крысятничестве. Кэхилл – отличный муж и отец, но сожительствует с сестрой свой жены и та от него беременеет. Две его женщины чудесно ладят, детей – полом дом, а Кэхилл таскает им игрушки, похищенные у чужих детей во время ночных краж. Внеморальная личность. 

general 2

Грабитель он чрезвычайно дерзкий. Бурман рассказывает историю двух громких разбойных нападений: на ювелирную компанию О`Коннор и дублинский музей Рассборо. Полотна, похищенные из музея, были оценены в $90 млн. Не могу точно сказать, найдены ли они все к сегодняшнему дню. Знаю, что только в 2006, спустя 16 лет после ограбления, было обнаружено известное полотно Рубенса.

Фильм начинается сценой убийства Генерала. Этим же и завершается. В середине – жизнь. Волей-неволей, но во время двухчасового фильма я то и дело возвращался к безмятежной, почти счастливой улыбке Кэхилла, когда тот смотрел сквозь стекло своего автомобиля на бегущего к нему молодого рыжего парня. Парень тянется за пазуху, вытаскивает пистолет и стреляет, почти не прицелившись. Кэхилл спокоен. На его лице нет страха. То ли не успел осознать. То ли был готов к такому повороту событий.

В одном из очерков, посвященных творчеству Кэхилла, написано, что режиссер в каждом фильме так или иначе затрагивает важные философские проблемы, рассматривает ситуацию противостояния (природы и культуры, личности  и системы, исторических эпох и т.д.) Проще всего в «Генерале» увидеть вариацию противостояния личности и общественной системы. По-моему, все не так просто. Образ криминального киноавторитета, как правило, подается на псевдоромантических котурнах. Это демонический, зловещий, либо неприкаянный, мятущийся персонаж (иногда – одновременно), либо – Мефистофель, либо – Робин Гуд, но всегда как будто немного «по ту сторону добра и зла». Даже Коппола в своей саге не избежал такого подхода. Так вот, Бурмену это решительно не нужно. Его Кэхилл – вор, тем и славен. Есть фильмы об учителях, о спортсменах, о шахтерах.  А «Генерал» - фильм о воре. О знатном, влиятельном воре, которого и боятся, и презирают, и уважают. И если есть тут какое-то ненадуманное противостояние, так это между ожиданиями зрителей и выбором режиссера. А так – экранный Кэхилл вполне гармоничная личность, только к финалу его одолевает паранойя подозрительности, а в общем – человек на своем месте. Место он себе это выбрал сам, сообразно со своими предпочтениями и пристрастиями. Бурман рассказывает нам историю обыкновенного человека, обладающего необыкновенными способностями. И начинаешь задумываться о том, что совсем не способности (таланты, гений) определяют сущность человека. Напротив, духовная составляющая служат огранкой способностям и делают их поистине ценными.

Кстати, вот оперативные съемки самого Мартина Кэхелла

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

FireStats icon Работает с FireStats