«Наш незабвенный» John Field / Джон Фильд

Field

Русский ирландец Джон Фильд

Начну с цитаты из журнала «Сын отечества и Северный архив» за 1834 год.

«Россия может по справедливости гордиться, что знаменитый основатель новейшей фортепианной школы, лучший из всех, когда-либо существовавших исполнителей, одним словом, Фильд – Паганини пианистов – тридцать лет был ее гражданином».

«Нашим незабвенным Фильдом» называл ирландского пианиста и композитора Джона Фильда (1782 – 1837) известный писатель, музыкальный критик, ученый-просветитель и замечательный музыкант Владимир Одоевский.

Анна Петровна Керн оставила отзыв о фортепианной игре Фильда: «… такой мягкости и плавности, такой страсти в звуках и совершенного отсутствия деревянных клавишей я никогда ни у кого не встречала».

Выдающийся русский композитор Михаил Глинка брал уроки у Фильда и писал: «Казалось, что не он ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них, подобно крупным каплям дождя и рассыпались жемчугом по бархату…»

Ференц Лист в своей статье «Джон Фильд и его ноктюрны» называет ноктюрны Фильда «шедеврами утонченного искусства».

 А что мы знаем об этом несравненном музыканте? О человеке, который стал одним из самых популярных артистов и фортепианных композиторов в России в первой половине XIX века. В художественной и мемуарной литературе того времени часто можно встретить упоминание о Джоне Фильде. Фильда любят, им гордятся, как национальным русским (!) художником.

odoevsky_vladimir

Владимир Одоевский - прекрасный писатель, музыкант, ученый - тоже ученик Джона Фильда

Джон Фильд приехал в Санкт-Петербург осенью 1802 года. К тому времени он уже приобрел славу большого музыканта-профессионала. Свой первый концерт Джон Фильд дал в Дублинской Ассамблее еще в 1792 году.

Его отец был скрипачом, дед – церковным органистом. В раннем возрасте Фильд становится учеником итальянского музыканта Томмазо Джордани, а затем, уже в Лондоне, берет уроки у Муцио Клементи. В 1799 году Фильд исполняет свой Первый концерт для фортепиано в Королевском театре Haymarket» в Лондоне. В начале века Муцио Клементи и Джон Фильд гастролируют по Европе, а в 1802 году Фильд приезжает в столицу Российской империи и остается здесь на… 20 лет! В 1821 году музыкант переезжает в Москву и только в 1831 году на несколько лет возвращается в Европу, где возобновляет выступления. Умер Джон Фильд в Москве в 1837 году 23 января. А похороны его на Введенском кладбище состоялись в день дуэли Александра Сергеевича Пушкина…

И Александр Сергеевич, конечно, неоднократно слушал выступления Джона Фильда – и на концертах и в салонах.

Рассказывают, что перед кончиной к Джону Фильду, в общем, равнодушному к церкви, пришел пастор. Он ожидал увидеть согбенного старика, но вместо этого лицезрел нестарого еще человека с трубкой во рту. Трубка дымила. На столе стоял том Шекспира и бутылка вина.

Фильд угостил гостя. Пастор охотно согрелся и начал спрашивать у Фильда:

- Вы принадлежите к протестантскому вероисповеданию?

Фильм ответил отрицательно.

- К католическому вероисповеданию?

И вновь Фильд сказал «нет».

- Может быть, вы кальвинист? – спросил озадаченный пастор.

- Я – кла – ве – си – нист, - по слогам ответил Фильд.

И, наверное, улыбнулся.

 ***

Быль или выдумка, но, в самом деле,  источником радости и вдохновения для Джона Фильда была именно музыка.

У Фильда учились Глинка, Одоевский, Алябьев, Дюбюк, Грибоедов, Верстовский, и замечательная польская пианистка Мария Шимановская, в альбом которой Пушкин записал:

Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает,

Но и любовь – мелодия…

Джон Фильд – основоположник жанра ноктюрн! И Ференц Лист восхищенно писал: «До Фильда фортепианные произведения неизбежно должны были быть сонатами, рондо и т. п. Фильд же ввел жанр, не относящийся ни к одной из этих категорий, жанр, в котором чувство и мелодия обладают верховной властью и свободно движутся, не стесненные оковами насильственных форм».

Всех, кто желаю узнать больше о Джоне Фильде и послушать его ноктюрны, я отсылаю к чудесной передаче из цикла «Музыка, которая вернулась» (ее постоянный ведущий Михаил Казиник»).

Jhon Field

На русском языке в издательстве Центр книги ВГБИЛ в 2009 году издана книга о Джоне Фильде. Рекомендую!

А завершить свой небольшой рассказ об ирландском музыканте, ставшим русским классиком, я хочу цитатой из очерка Ференца Листа.

«Всю свою жизнь Фильд не знал той лихорадочной деятельности, что властвует над большинством людей, благодаря их стремлению пробиться к свету и показать себя в наилучшем виде. Так же не ведал он жаркого пламени пылких страстей, проводя жизнь в  протекавшем в грезах досуге, весь в перепевах света и красок, - о нем можно сказать, что он сам превратился в долгий ноктюрн, чью безмятежную природу никогда не захватывали вихри, никогда не опаляла грозовая молния».

***
И теперь – ноктюрны Джона Фильда.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

FireStats icon Работает с FireStats