} ?>

«Голгофа» / Calvary, режиссер Джон МакДона(х)

14.08.2017

Спустя три года после замечательного дебюта - The Guard или "Однажды в Ирландии" Джон Майкл МакДона снял Calvary, фильм трагический и прекрасный.

Мне кажется, что в этом фильме развивается тема дебютной ленты, которую можно определить, как "самостояние вплоть до самоотречения". Уместно вспомнить пушкинскую строчку: "Самостоянье человека, залог величия его". Главные роли в обоих фильмах исполнил Брендан Глисон, этот актер приковывает внимание и магнетизирует зрителя. У него потрясающая органика, Глисон насыщает кадр, словно вода - сухую почву, причем делает это незаметно, исподволь. Формула воздействия Глисона - постепенное накопление могучей энергии, бесстрастной ярости, хладнокровной мощи.

Глисона хочется числить среди актеров старого МХАТа. Он - сама стихия, вооруженная блестящей актерской техникой.

Что же касается истории... В конце прошлого - начале текущего века стало известно о нескольких вопиющих случаях, когда католические священники совращали детей. Факты сексуального насилия над несовершеннолетними были преданы огласке. В католической Ирландии педофилия была инкриминирована 46 священникам. Джон МакДона выбрал для сюжетной основы своего фильма не факт сексуального насилия, а трагические последствия, которое совращение имело для одного мальчика. В кинофильме он предстает взрослым мужчиной. Преступление, совершенное над беззащитным ребенком откликнулось вероятной и жуткой историей. Но протагонист фильма - не этот страдающий мужчина. Главный герой - порядочный священник, который встал перед глубочайшим нравственным выбором - имеет ли он право предотвратить преступление, направленное против себя, если он сам принадлежит обществу, в котором сформировалась возможность подобного преступления. Фактически, это фильм о безграничности веры, о глобальной ответственности, которую добровольно принимает на себя один прекрасный человек, о реальном претворении в жизнь евангельской заповеди  "если ударят тебя по правой щеке, подставь левую", о непротивлении злу насилием. Тем более, если зло осознается как проявление сильной душевной боли, с которым справиться самостоятельно человек не может.

Для того, чтобы преодолеть эту боль, нужно вызвать новую. И когда уже кажется, нет никакой надежды, приходит помощь, когда ее меньше всего ожидаешь и от того, от кого ее совсем не ожидаешь.

Потрясающий финал ленты - и есть Воскресенье Христово, полное исполнение Завета.

Значительнейший фильм. Мне думается, один из лучших, снятых в новом веке. Мастерство съемочной группы, актеров и Джона МакДоны совершенно не бросается в глаза. Фильм как точный нравственный механизм, как художественная теодицея - безукоризненно задуман и исполнен.

Я глубоко впечатлен фильмом. Джон Майкл МакДона, конечно, выдающийся кинематографист - и сценарист и режиссер.


Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.